?

Log in

Возрождение северного ренессанса в творчестве Хендрика Керстенcа - RuGuru - masters of photography [entries|archive|friends|userinfo]
RuGuru - masters of photography

[ website | фотоссылки ]
[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]

Возрождение северного ренессанса в творчестве Хендрика Керстенcа [ноя. 2, 2012|08:35 pm]
RuGuru - masters of photography

ruguru

[dimitribogachuk]























Льющийся из небольшого окна свет тонко очертил лик молодой девушки. Ее глубокий аскетический взгляд отстраненно пронизывает зрителя…
Галерея работ Хендрика Керстенcа насчитывает множество масштабных портретов юной леди. То властная, то слегка взволнованная, то невозмутимая или подавленная, гордая или скромная, такая она, неуловимая и восхитительная незнакомка с «полотен» нидерландского светописца.

Когда в последние годы тенденциозность художественной фотографии обращена к вопросам все более актуального характера, что касаются острых проблем глобализации и всевозможных социальных отношений, то подлинному возврату к первичным и важнейшим художественным замыслам для диалога с традицией обращаются не многие. Одним из таких поворотов в прошлое - классическое искусство, в противовес тенденциозному, есть возвращение к истокам углубленных поисков гуманизма, творчество известного нидерландского фотографа Хендрика Керстенса.

Очень характерно, что Хендрик выбирает для портретирования в основном только свою дочь. Это обсуловленно тем, что в ней он желает открыть всю многогранность её внутреннего мира, открыть идеальный образ архетипа увиденный им в ней. Чем портреты молодой девушки роднят его с автопортретами прославленного Рембрандта. Как и Рембрандт, так и Хендрик пытается уловить диапазон своих чувств, через эмоции, настроение и характер человека. Найти безграничность в очевидном и возможно для кого-то тривиальном - в одном единственном неизменном - в лице молодой девушки, который позволяет усилить эффект многогранности и цельности, заново собирая разложенное сознание зрителя. Его манера переплетает в себе отблески которые он воспринял от живописи нидерландских художников, хорошо известных и любимых нашей публикой, в первую очередь Яна Ван Эйка, Петруса Кристуса, Рогира Ван дер Вейдена и, в конце концов, Яна Вермеера. Но лишь в некоторых произведениях символический ряд выстраивается в изумительный новый ироничный лад. Сплетение в сюжете картины исконно традиционного и современного: будь-то внедрение полиэтиленового пакета или полотенца с биркой производителя взамен шелковых тюрбанов аутентичных портретов голландцев. Такого рода детали и есть решающие в его интерпретации. Но эти детали, фольга на голове девушки или туалетная бумага, сплетенная в некий тюрбан, возможно и являются доминирующими, но они скорее как искусная подоплека для обращения внимания. Но вскоре это останется позади, лишь как деталь, дальше же мы погружает нас в вневременную границу её взгляда, который пронизывающий собой века, достигая нас. Это проявление невероятной смелости сопротивления чрезмерной искусственности мира, усиления акцента на вечном: поэзии жизни, возвышающую душу.

Стоит подвести черту, отметив успешно созданный автором качественно новый уровень портретной фотографии, роднящий её с высочайшими памятниками эпохи Северного Возрождения. Фотографа можно по праву считать мастерски воплотившим сложнейший замысел возрождения традиции, но не как воспроизведение былых визуальных особенностей, а создание новых подходов в интерпретациях старых сюжетов, своего рода трансформация на новую почву. Почему вывод таков? Все дело в роланбартовском студиуме. Кто многократно видел произведения известных фламандцев, в своем воображении на интуитивном уровне выработал определенный образ виденных ранее картин, образ, сложенный из цепочки сюжетов и портретов, что усвоился в памяти. К этому образу относится цветовая гамма, соотношение светлого фона с контрастными пятнами одежды или, наоборот, темного со светлыми деталями, бледность кожи утонченного лика, характеры людей, совершенно все, что касается визуального восприятия. Образ подобных композиционных и содержательных переплетений, словно мультипликация, мгновенно всплывает как озарение при первом взгляде на фотографию Керстенса. Память обобщает все что видела, соотносит это с виденным теперь и не говорит конкретно ни о чем - есть просто студиум, неуловимое, не поддающееся выявлению ощущение, которое спрятано от зрителя, но влечет своей магической силой. Так вот, человек, владеющий визуальным рядом, сможет с легкостью выявить то, что этот образ традиционных произведений имеет непосредственный, трудноуловимый конкретный контакт, присущий творческим фотографиям Хендрика. Свет, позы, головные уборы – скорейшие помощники достичь поставленной цели, но только они, как говорилось, не являются главным, а главное - это тот чувственный подход, благодаря которому и рождаются подобные работы.

Чтобы создать эту линию, восходящую к фламандским живописцам, необходимо не только прочувствовать и хорошо знать искусство того времени, но и талантливо дополнить уже сказанное, и, возможно, не просто дополнить, а более того – создать новую ветвь громадного дерева традиции, что является титанически сложным, требующим колоссальных усилий. Вся сила магического притязания находиться в тонко увиденном весомом портрете, что граничит с реальностью и уводит нас вглубь гуманистических идеалов прошлого. Заставляет думать, мечтать, желать.

В заключении хочется провести параллель с дорогим вином. Когда полки магазина завалены, в лучшем случае, низкосортным продуктом, в худшем - дешевой химической подделкой, лишь немногие из ценителей, чтобы не быть обманутыми, тратят уйму времени и сил, чтобы отыскать жемчужину и довольствоваться поистине настоящим и восхитительным вкусом.

Так же и с искусством фотографии. Чтобы смотреть и воспринимать произведения искусства, необходимо не поддаваться безвкусному влиянию современного медийного пространства и, вследствии, больше времени отдавать замечательным образцам духовного содержания, нацеленного на возрождение тех гуманистических традиций прошлого, которых так не хватает сегодня, среди которых и произведения современного нидерландского фотографа Хендрика Керстенса.

текст Дмитрий Богачук (искусствовед-эксперт)
Специально для http://www.perspectiva-art.com/
фото Хендрик Керстенс
2012

linkОтветить

Comments:
[User Picture]From: sentiment_ru
2012-11-28 08:36 pm
фотографии понравились
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: soglasie
2012-11-28 10:25 pm
Редкостная хрень под знаменами псевдо-искусства-для-очень-избранных-художников.

Бабу с мусорным ведром на башке ничто не может роднить с картинами Рембранта.
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: cinciallegra
2012-11-28 10:41 pm
она прекрасна
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: vadimbelomor
2012-11-28 11:29 pm
Не нужно было притягивать сюда северный ренессанс как вдохновение и опыт, это постмодернизм с его стёбом над искусством прошлого.
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: aleksis1978
2012-11-29 11:44 am
Мне не понравилось, считаю это глупым
(Ответить) (Thread)